УСЛОВИЯ ЗДОРОВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.
ЗОЦ В.Н. ведущий
научный сотрудник
лаборатории педагогических инноваций
Института педагогики НАПН Украины
канд. пед. наук, доцент.
Гениальность мыслителя раскрывается в масштабности его мышления. Многие идеи гениев имеют три степени освоения их обществом. Первая степень – их актуальность в современности жизни мыслителя, преображения современного ему общества. Вторая степень – идеи, которые открывают новые пути в будущее. И третья степень – идеи, которые актуальны, и даже особо актуальны через много десятилетий после земной жизни автора. Такими, например, являются идеи К.Циолковского, В.Вернадского, Р.Штайнера.
Хочу обратить ваше внимание на некоторые мысли Р.Штайнера, которые приобрели особую актуальность в современной педагогике и современном состоянии украинского общества. В частности размышления об условиях здорового развития человека, в современном понимании здоровья, как здоровья физического, психологического и духовного. У Р.Штайнера они называются условиями тайного ученичества.
Для современного человека, не погружённого в антропософию, имеющего часто синтетическое мировоззрение, определение «тайное ученичество» не очень понятно. В тоже время всё больше людей, не только педагогов, и не только учителей вальдорфских школ понимают ценность и актуальность тех представлений, подходов и конкретных способов действия, которые внёс в социальную сферу жизни общества Р.Штайнер. И всё больше учителей и педагогических коллективов стремятся усовершенствовать школу через эти идеи. Понимание философских оснований любой идеи способствует более успешной и творческой реализации.
Итак, семь условий тайного ученичества Р.Штайнера.
«Условие первое: ученик должен обратить внимание на то, чтобы способствовать своему телесному и душевному здоровью» (5, 74-75). Детерминантой такого здоровья, по мнению автора, является преодоление в себе склонности к фантазёрству, возбуждённости, нервности, экзальтации, фанатизму. За многие годы после Штайнера сформировалось много теорий и практик оздоровления, основывающихся на таких же принципах. В каждой из них есть свой смысл. Сейчас, в процессе реформирования школы, задача оздоровления детей объявлена приоритетной. Но практические шаги по осуществлению реформы часто противоречат этой задаче. В вальдорфской педагогике сформирована система средств, способствующих приобретению детьми навыков сохранения своего здоровья, здоровья телесного и душевного. Подвижные игры, обязательно на свежем воздухе, эвритмия, музыка, знание своего организма, изучение мифов и историй о святых и героях, театральные постановки, лепка, живопись, скульптура, наблюдение явлений (феноменов) действительности, предшествующее их осмыслению и абстрактному пониманию. И всё это возможно в любой хорошей школе.
«Второе условие – чувствовать себя членом всеобщей жизни…., я только член всего человечества и вместе с ним ответственен за всё происходящее». (5, 75-76) Ощущать себя членом всеобщей жизни, членом всего человечества можно только получив опыт жизни в сообществе с детских лет, в детском саду, в школе. Для современной школы задача научить ученика эффективно и позитивно взаимодействовать с другими людьми, работать в «команде», быть активным и ответственным гражданином своей страны – важнее задачи дать определённую сумму знаний. В наше время школа не единственный источник знаний. Да и информация, посредством которой мы формируем знания – быстро устаревает. А навыки жизни в обществе можно приобрести только через опыт проживания в сообществе.
Проходя стажировку в Карловом университете в Праге, услышала от профессора университета такой пример. Выпускница университета с блестящими знаниями, знанием нескольких языков, прошла тесты в одной известной компании как претендент на рабочее место с большой зарплатой. Но после 3-х месяцев испытательного срока была уволена по причине неумения работать в «команде», налаживать позитивные отношения с сотрудниками.
Какими же средствами располагает вальдорфская педагогика для воспитания чувства принадлежности к сообществу, к обществу и ответственности за него?
Прежде всего – это школьное сообщество. Сообщество учителей, которые не конкурируют друг с другом, а объединяют свои профессиональные усилия для создания синергии педагогического воздействия. Сообщество учителей и родителей. Учителя прилагают большие усилия для того, чтобы родители оказались в позиции педагогов, которые хоть и не проводят уроков, выступают воспитателями школьников, каждый в меру своих возможностей, личностных и профессиональных. Позитивное сообщество детей, которое формируется не только в учебном процессе, но и в совместном походе, коллективном пении, театральной постановке, подготовке к Олимпийским играм в 5 классе и Средневековому балу в 6кл. Большую роль в формировании детского сообщества играют реализация строительного проекта, различных социальных проектов и социальная практика.
«Третье условие необходимое для духовного ученичества. Ученик должен суметь пробиться к убеждению, что его мысли и чувства имеют для мира такое же значение, как и его действия…. совершенствуя себя я совершенст- вую нечто не только для себя, но и для мира. Из моих чистых чувств и мыслей мир извлечёт совершенно такую же пользу, как из моего доброго поведения.» (5, 76-77).
Это очень актуальное условие гуманизации современного человеческого общества. Именно через это условие человечество болезненно и медленно переходит от культуры войны к культуре мира, к культуре духовного света.
Если бы это условие было выполнено хотя бы половиной людей во власти, мы бы уже жили в другой стране. Может и не очень богатой, но человечной, открытой, безопасной и прогрессирующей. Развивающиеся новые научные теории указывают на пути осуществления этого условия. В частности квантовая психология.
«Причина всего, что происходит во внешней жизни, кроется внутри вас. Энергия определённого качества и вибрации притягивает к себе энергию и вибрацию того же качества. Если мы хотим, чтобы к нам пришло богатство и процветание, наше внутреннее состояние должно этому соответствовать. Измени себя и изменится мир вокруг тебя». (2,32).
«Изменив внутреннее состояние духа, люди могут изменить и внешнюю сторону своей жизни». (У.Джемс).
Осуществлению этого условия в вальдорфской школе способствуют не только два предыдущих, но и принимаемые всем сообществом правила отношений:
– Нельзя на ребёнка кричать. Ребёнок не должен бояться. Страх вызывает спазм внутренних органов, и это имеет плохие последствия для здоровья.
– Через открытость, искренность, честность возникает доверие. И только в доверии формируется чувство собственного достоинства. И ученика, и учителя.
-Ежедневно учиться позитивно думать и говорить о тех, кто нас окружает.
«Четвёртое условие:….Духовный ученик должен найти истинную середину между тем, что предписывают внешние условия, и тем, что он сам признаёт правильным для своего поведения. Он не должен насильно навязывть своим окружающим ничего такого, для чего они ещё не могут иметь настоящего разумения; но он должен быть совершенно свободен также и от наклонности делать только то, что может встретить признание среди окружающих». (5, 77).
Для нынешнего украинского ( и не только) общества осуществление этого условия чрезвычайно актуально. В политизированном обществе, с нечестными СМИ только осуществление этого условия может быть защитой от манипулирования сознанием людей, эскалации агрессии и противостояния различных общественных групп.
Основные способы осуществления этого условия в педагогическом процессе- это развитие критического мышления, приобретение навыков цивилизованной дискуссии, «вопрошающая педагогика». Которая не учит готовым ответам, а учит самостоятельно их находить.
Сейчас во многих школах, не только вальдорфских, педагоги стремятся эти задачи осуществлять.
«Пятое условие: постоянство в следовании однажды принятому решению. Ничто не может заставить духовного ученика отказаться от принятого решения, кроме разве только прозрения, что он впал в заблуждение. Всякое решение есть сила, и если даже эта сила не приводит к непосредственному результату там, куда она направлена, она всё-таки оказывает своё действие».
Совершенно очевидно, что это воспитание воли и ответственности за принятые решения. В современной педагогике детерминантой качественного образования является соединение свободы выбора с ответственностью за этот выбор.
Разработчики синергетической парадигмы образования утверждают: «Самостоятельное осуществления выбора предполагает принятие на себя ответственности за сделанный выбор. Способность брать на себя ответственность есть воспитанность». (3, 23).
Пятое условие осуществляется в каждой клеточке педагогического процесса воспитанием ответственности всевозможными методами.
«Шестое условие – развитие чувства благодарности ко всему, что даётся человеку. Он должен знать, что собственное его бытие есть дар Вселенной(…)
Как многим мы обязаны природе и другим людям! Кто не в состоянии отдаться таким мыслям, тот не может развивать в себе всеобъемлющей любви, необходимой для достижения высших познаний (…) каждое откровение должно наполнять меня благодарностью, ибо через него я становлюсь богаче».(1, 78).
Осуществление этого условия происходит во всём контексте отношений ребёнка с окружающими. Если он живёт в атмосфере благодарности своих родителей предыдущим поколениям, друзьям, учителям, природе, соседям.
Если он видит такую же благодарность в своих учителях, то чувство благодарности становится естественным состоянием его личности.
«Все описанные условия должны соединиться в седьмом : неуклонно смотреть на жизнь в том духе, который требуется этими условиями. Благодаря этому ученик получает возможность придать своей жизнги целостный характер. Отдельные проявления его жизни будут находиться в согласии, а не в противоречии друг с другом».
Недавно В.Г.Кремень, Академик, Президент НАПН Украины, известный философ и педагог, в своём выступлении высказал мысль о том, что трудности становления Украины как современного успешного государства связаны с тем, что мы никак не можем оторваться от прошлого, что у нас мало людей обладающих инновационным мышлением. И чтобы решать эту проблему, надо ориентировать школу на формирование инновационного мышления учащихся. С этим невозможно не согласиться. А для этого нужно сформировать в обществе ясное понимание того, что такое инновационное мышление. Это отдельная актуальная задача педагогической науки. Но очевидно, что условия здорового развития личности (условия тайного ученичества по Штайнеру) являются и некоторыми условиями формирования инновационного мышления.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Кремень В.Г., Ткаченко В.М. Україна: шлях до себе. Київ, 1999.
2.Нефёдов А. Нелинейная психология. Квантовые принципы в принятии решений. В кн.. Квантовая магия, том 6, вып.1
3.Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: Синергетический поход. М.: Книжный дом «Либроком»,2012.
4. Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Калуга. «Духовное познание», 1992.
5.Штайнер.Р. Как достичь познания высших миров. Из-во «Ros», Одесса1991.
Без коментарів
Відкрите обговорення
Ваш відгук
Ви повинні бути авторизовані для відправки коментарів.