УСЛОВИЯ ЗДОРОВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.

                                                                                              ЗОЦ  В.Н. ведущий
                                                                                             научный сотрудник
                                                        лаборатории педагогических инноваций
                                                              Института педагогики НАПН Украины
                                                                                   канд. пед. наук, доцент.

  
Гениальность мыслителя раскрывается в масштабности его мышления. Многие идеи гениев имеют три степени освоения их обществом. Первая степень – их актуальность в современности жизни мыслителя, преображения современного ему общества.  Вторая степень – идеи, которые открывают новые пути в будущее. И третья степень – идеи, которые актуальны, и даже особо актуальны через много десятилетий после земной жизни автора. Такими, например, являются идеи  К.Циолковского, В.Вернадского, Р.Штайнера.                                                                                   
              
Хочу обратить ваше внимание на некоторые мысли Р.Штайнера, которые приобрели особую актуальность в современной педагогике и современном состоянии украинского общества.  В частности размышления об условиях здорового развития человека, в современном понимании здоровья, как здоровья физического, психологического и духовного. У Р.Штайнера они называются условиями тайного ученичества.

Для современного человека, не погружённого в антропософию, имеющего часто синтетическое мировоззрение, определение «тайное ученичество» не очень понятно. В тоже время всё больше людей, не только педагогов, и не только учителей вальдорфских школ понимают ценность и актуальность  тех представлений, подходов и конкретных способов действия, которые внёс в социальную сферу жизни общества Р.Штайнер. И всё больше  учителей и педагогических коллективов стремятся усовершенствовать школу через эти идеи. Понимание философских оснований любой идеи способствует более успешной и творческой реализации.

Итак, семь условий тайного ученичества Р.Штайнера.
«Условие первое: ученик должен обратить внимание на то, чтобы способствовать своему  телесному и душевному здоровью» (5, 74-75). Детерминантой такого здоровья, по мнению автора, является преодоление в себе склонности к фантазёрству, возбуждённости, нервности, экзальтации, фанатизму. За многие годы после Штайнера сформировалось много теорий и практик оздоровления, основывающихся на таких же принципах. В каждой из них есть свой смысл.  Сейчас, в процессе реформирования школы, задача оздоровления детей объявлена приоритетной. Но практические шаги по осуществлению реформы  часто противоречат этой задаче.  В вальдорфской педагогике сформирована система средств, способствующих приобретению детьми навыков сохранения своего здоровья, здоровья телесного и душевного. Подвижные игры, обязательно на свежем воздухе, эвритмия, музыка, знание своего организма, изучение мифов и историй о святых и героях, театральные постановки, лепка, живопись, скульптура, наблюдение явлений (феноменов) действительности, предшествующее их осмыслению и абстрактному  пониманию.  И всё это возможно в любой хорошей школе.

«Второе условие – чувствовать себя членом всеобщей жизни…., я только член всего человечества и вместе с ним  ответственен за всё происходящее». (5, 75-76) Ощущать себя членом всеобщей жизни, членом всего человечества можно только получив опыт жизни в сообществе с детских лет, в детском саду, в школе. Для современной школы задача научить ученика эффективно и позитивно взаимодействовать с другими людьми, работать в «команде», быть активным и ответственным гражданином своей страны – важнее задачи дать определённую сумму знаний.  В наше время школа не единственный источник знаний.  Да и информация, посредством которой мы формируем знания – быстро устаревает. А навыки жизни в обществе можно приобрести только через опыт проживания в сообществе.

Проходя стажировку в Карловом университете в Праге, услышала от профессора университета такой пример. Выпускница университета с блестящими знаниями, знанием нескольких языков, прошла тесты в одной известной компании как претендент на рабочее место с большой зарплатой. Но после 3-х месяцев испытательного срока была уволена по причине неумения работать в «команде», налаживать позитивные отношения с сотрудниками.

Какими же средствами располагает  вальдорфская педагогика для воспитания чувства принадлежности к сообществу, к  обществу и ответственности за него?
Прежде всего – это школьное сообщество. Сообщество учителей, которые не конкурируют друг с другом, а объединяют свои профессиональные усилия для создания синергии педагогического воздействия.  Сообщество учителей и родителей.  Учителя прилагают большие усилия для того, чтобы родители оказались в позиции педагогов, которые хоть и не проводят уроков, выступают воспитателями школьников, каждый в меру своих возможностей, личностных и профессиональных.  Позитивное сообщество детей, которое формируется  не только в учебном процессе, но и в  совместном походе, коллективном пении, театральной постановке, подготовке к Олимпийским играм в 5 классе и Средневековому балу в 6кл. Большую роль в формировании детского сообщества играют реализация строительного проекта, различных социальных проектов и социальная практика.

«Третье условие необходимое для духовного ученичества. Ученик должен суметь пробиться к убеждению, что его мысли и чувства имеют для мира такое же значение,  как и его действия…. совершенствуя себя  я  совершенст-  вую  нечто не только для себя,  но и для мира. Из моих чистых чувств и мыслей мир извлечёт совершенно такую же пользу, как из моего доброго поведения.» (5, 76-77).

Это очень актуальное условие гуманизации современного человеческого общества.  Именно через это условие человечество болезненно и медленно переходит от культуры войны к культуре мира, к культуре духовного света.

Если бы это условие было выполнено хотя бы половиной людей во власти, мы бы уже жили в другой стране. Может и не очень богатой, но человечной, открытой, безопасной и прогрессирующей. Развивающиеся новые научные теории указывают на пути осуществления этого условия. В частности квантовая психология.

«Причина всего, что происходит во внешней жизни, кроется внутри вас. Энергия определённого качества и вибрации притягивает к себе энергию и вибрацию того же качества. Если мы хотим, чтобы к нам пришло богатство и процветание, наше внутреннее состояние должно этому соответствовать. Измени себя и изменится мир вокруг тебя». (2,32).
 
«Изменив внутреннее состояние духа, люди могут изменить и внешнюю сторону своей жизни». (У.Джемс).

Осуществлению этого условия в вальдорфской школе способствуют не только два предыдущих, но и принимаемые всем сообществом правила отношений:

– Нельзя на ребёнка кричать. Ребёнок не должен бояться. Страх вызывает спазм внутренних органов, и это имеет плохие последствия для здоровья.

– Через открытость, искренность, честность возникает доверие. И только в доверии формируется чувство собственного достоинства. И ученика, и учителя.

-Ежедневно учиться позитивно думать и говорить о тех, кто нас окружает.

«Четвёртое условие:….Духовный ученик должен найти истинную середину    между тем, что предписывают внешние условия, и тем, что он сам признаёт правильным для своего поведения. Он не должен насильно навязывть  своим окружающим  ничего такого,  для чего они ещё не могут иметь настоящего разумения; но он должен быть совершенно свободен также и от наклонности делать только то, что может встретить признание среди окружающих». (5, 77).

Для нынешнего украинского ( и не только) общества осуществление этого условия  чрезвычайно актуально. В политизированном обществе, с нечестными СМИ только осуществление этого условия может быть защитой от манипулирования  сознанием людей, эскалации агрессии и противостояния различных общественных групп.

Основные способы осуществления этого условия в педагогическом процессе- это развитие критического мышления, приобретение навыков цивилизованной дискуссии, «вопрошающая педагогика». Которая не учит готовым ответам, а учит самостоятельно их находить.

Сейчас во многих школах, не только вальдорфских, педагоги стремятся эти задачи осуществлять.

«Пятое условие: постоянство в следовании однажды принятому решению. Ничто не может заставить духовного ученика отказаться от принятого решения, кроме разве только прозрения, что он впал в заблуждение. Всякое решение есть сила, и если даже эта сила не приводит к  непосредственному результату там, куда она направлена, она всё-таки оказывает своё действие».

Совершенно очевидно, что это воспитание воли и ответственности за принятые решения. В современной педагогике детерминантой качественного образования является соединение свободы выбора с ответственностью за этот выбор.

 Разработчики синергетической парадигмы образования утверждают: «Самостоятельное осуществления выбора предполагает принятие на себя ответственности за сделанный  выбор. Способность брать на себя ответственность есть воспитанность». (3, 23).
Пятое условие осуществляется в каждой клеточке педагогического процесса воспитанием ответственности всевозможными методами.

«Шестое условие – развитие чувства благодарности ко всему, что даётся человеку. Он должен знать, что собственное его бытие есть дар Вселенной(…)
Как многим мы обязаны природе и другим людям! Кто не в состоянии отдаться таким мыслям, тот не может развивать в себе всеобъемлющей любви, необходимой для достижения высших познаний (…)  каждое откровение должно наполнять меня благодарностью, ибо через него я становлюсь богаче».(1, 78).

Осуществление этого условия  происходит во всём контексте отношений ребёнка с окружающими.  Если он живёт в атмосфере благодарности своих родителей  предыдущим поколениям, друзьям, учителям, природе, соседям.

Если он видит такую же благодарность в своих учителях, то чувство благодарности становится естественным состоянием его личности.

«Все описанные условия должны соединиться в седьмом : неуклонно смотреть на жизнь в том духе, который требуется этими условиями. Благодаря этому ученик получает возможность придать своей жизнги целостный характер. Отдельные проявления его жизни будут находиться в согласии, а не в противоречии друг с другом».

Недавно В.Г.Кремень, Академик, Президент НАПН Украины, известный  философ и педагог, в своём выступлении высказал мысль о том, что трудности становления Украины как современного успешного государства связаны с тем, что мы никак не можем оторваться от прошлого, что у нас мало людей обладающих инновационным мышлением. И чтобы решать эту проблему, надо ориентировать школу на формирование инновационного мышления учащихся. С этим невозможно не согласиться. А для этого нужно сформировать в обществе  ясное понимание того, что такое инновационное мышление. Это отдельная актуальная задача педагогической науки. Но очевидно, что условия здорового развития личности (условия тайного ученичества по Штайнеру) являются и некоторыми условиями формирования инновационного мышления.

ЛИТЕРАТУРА.

1.Кремень В.Г., Ткаченко В.М. Україна: шлях до себе. Київ, 1999.

2.Нефёдов А. Нелинейная психология. Квантовые принципы в принятии        решений. В кн.. Квантовая магия, том 6, вып.1

3.Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: Синергетический поход. М.: Книжный дом «Либроком»,2012.

4. Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Калуга. «Духовное познание», 1992.

5.Штайнер.Р. Как достичь познания высших миров.  Из-во «Ros», Одесса1991.

  

 

Без коментарів