Религиозное сознание и система ценностей современного человека
Макуха С. И., Донецкий государственный университет управления
Человеческий мир — это мир ценностей. Ценности — не столько то, что влетворяет материальные потребности, сколько духовные, это — мерило человеческого в человеке.
Нынешняя эпоха — эпоха переоценки ценностей. Ценностный или духовный кризис является первопричиной всех других видов кризиса, но отличается от остальных тем, что здесьчеловек как бы теряет самого себя; то, что является для него ценностью, без чего его жизнь становится «существованием без сути». Причины ценностного кризиса современной европейской цивилизации следует искать в светском нерелигиозном или, как назвал его С. Франк, профанном гуманизме, основанном на господстве рационализма и отвергающем средневековый, религиозный взгляд на мир.
Тем не менее, является очевидным тот факт, что европейская культура возникла на основе христианских, нравственных ценностей. Прежде всего, это принципы внутренней духовной свободы человека, равенства всех людей перед лицом Бога, независимо от их сословного, национального происхождения. Идеи социальной справедливости, демократического устройства общества исторически стали осуществимы также на базе христианских ценностей.
В Новое время, в эпоху секуляризации и Реформации, всеобщей рационализации действительности человек усомнился в христианских идеалах и «поставил себе задачу самому добиться “свободы, равенства и братства…” без Бога». Такого рода нтропоцентризм лишает нравственность незыблемой основы: если нет безусловных, высших ценностей, то человеку «все позволено». Человек по природе своей существо двойственное: природно-социальное и духовное. Безрелигиозное же сознание, абсолютизируя природно-социальную составляющую, игнорирует духовную сущность человека. Подвергнув сомнению свою богочеловеческую природу, человек объявил себя венцом и смыслом мироздания. Такое безрелигиозное сознание уже неоднократно приводило человечество к возможности реального самоистребления. В связи со сказанным проблема отчуждения человека от результатов его собственной деятельности, которые становятся враждебными целостной духовно-природной сущности последнего, является одной из основных в современной философии и этике.
Противостоять социальному злу (и другим его видам) под силу только «новому» религиозному сознанию, представляющему собой поиски нового смысла, одухотворение христианской доктрины, которая, в свою очередь, должна стать созвучной нашей, современной, социальной реальности. Новая религиозность предполагает умение человека и человечества в целом выйти за рамки исторических форм христианства и следовать собственному внутреннему голосу, что потребует огромных духовных усилий. Идеи нового религиозного сознания, по мнению Г. С. Кисилева, берут свои истоки в трудах русских религиозных философов С. Булгакова, Вл. Соловьева, Н. Бердяева, С. Франка, раскрываются в творчестве современных мыслителей Д. Андреева, М. Мамардашвили и других. Согласно Вл. Соловьеву, долг христианина — всемерно содействовать уменьшению зла в мире. Восстановление всеединства человека и Бога есть основная задача человечества, иначе ему грозит власть дьявола, что на современном философском языке можно назвать «антропологической катастрофой». Такая задача под силу человеку в свете нового религиозного сознания.
Базальной ценностью человека является свобода, понимаемая как свобода выбора и самоопределения. «Свобода как сущность и есть глубинный смысл человеческого бытия, без которого он теряет, в конечном счете, свою субъективность». Свобода как христианская религиозная ценность предполагает свободу выбора добра и зла, все остальные варианты есть псевдоценности. Человек — самоценная величина, способен открывать в себе Божественную личность, способен к нравственному перерождению.
Таким образом, именно новое религиозное сознание способно выступить в качестве ценностной основы миропорядка, помочь человеку преодолеть себя как существо исключительно природно-социальное и реализоваться в качестве существа духовного. Оно воспитывает понимание того, что исход человеческой истории зависит только от самого человека, его способности совершать нравственный выбор, нести личную ответственность за судьбу мира.
Відкрите обговорення
Ваш відгук
Ви повинні бути авторизовані для відправки коментарів.