Для реформирования системы образования в Украине необходимо использовать международный опыт

Информационный повод: Письмо международного эксперта В.К. Загвоздкина президенту «Лиги Культуры»

Президенту  «Лиги Культуры»
Авескуловой Л. И.
От Загвоздкина В.К.,
Руководителя Отдела региональной
и международной  образовательной
политики Центра стратегии развития
образования ФГУ ФИРО.

Уважаемая Людмила Ивановна,

Как  Вам  известно,  в России в настоящее время  делаются попытки модернизации  образования, разработаны  ряд базовых  концепций  и приняты  ряд  документов в области школьного образования, образования в период раннего и дошкольного детства, Высшего образования.  Разработаны и внедряются  стандарты образования нового поколения, концепция «Наша новая школа»,  новые программы  для дошкольных учреждений.  В эти проекты развития, а также в разработки этих проектов, вкладываются значительные средства.

Вместе с тем широкая педагогическая общественность  крайне неоднозначно принимает   эти проекты и концепции,  некоторые из них  были подвергнуты резкой критике.  В этой ситуации  оказалось крайне актуальным проведение экспертиз международного опыта по ключевым проблемам развития образования.  Комитет  по образованию Общественной палаты РФ  поручил мне провести ряд таких экспертиз.

Образовательные реформы и  механизмы  развития  в экономически развитых странах являются основным предметом моих научных интересов уже в течении более 15 лет. Как эксперт в данной области я уже выполнял многочисленные заказы в контексте реформ образования в РФ 2000 годов.

В настоящее время в России  никто не отрицает необходимости  вхождения российского образования в международный контекст. Однако, такое вхождение затруднено. В связи с длительной изоляцией СССР от  других стран  мы не участвовали в той линии развития, которое  в конечном итоге привело к современным концепциям развития образования в экономически развитых странах. Компетентных специалистов крайне мало.

Так в России в начале 1990-х годов были приняты Законы об образовании, соответствующие современным западным стандартам.  В новых Законах были прописаны ряд целей и понятий (например, «стандарт образования», «адаптивная система обучения», «равный доступ к качественному образованию»  и др.), действительное значение которых мы не понимали и не понимаем до сих пор.  В результате Экспертизы стандартов образования, а также развития образования в период раннего и дошкольного детства, написанных по поручению Комитета по образованию общественной палаты РФ,  стало совершенно очевидно, что    базовые документы, принятые в РФ,  не соответствуют современному уровню развития науки и современному  понимаю развития образования, плохо согласованы с международными требованиями. К сожалению, эти экспертизы были сделаны уже после принятия соответствующих решений и документов.

Понимание необходимости  учета международного опыта развития образования привело к тому, что А.Г. Асмолов – директор   Федерального Института развития образования  Министерства образования РФ  (ФГУ ФИРО), научный руководитель проекта Образовательных стандартов – создал  специальный  отдел  Региональной и международной образовательной политики  Центра стратегии развития образования, которым я руковожу.

Необходимость экспертиз международного опыта  по ключевым вопросам признается практически всеми странами ЕС. Так введению стандартов образования в ФРГ и других немецкоязычных странах предшествовал ряд экспертиз, которые финансировались Федеральным министерством Образования и науки (BMBF).  Такие экспертизы проводились во всех  немецкоязычных странах (ФРГ, Австрия, Швейцария) по всем ключевым вопросам:  образование в области раннего и дошкольного детства, современные формы оценки и развития качества образования в детских садах и школах;  новое понимание школьной инспекции; региональные системы развития качества и др. В этих экспертизах дается разбор и оценка тех или иных подходов к развитию  образования, а также делаются рекомендации по развитию этих направлений. Эти  аналитические материалы и рекомендации кладутся в основу тех или иных политических решений, изменений в Законах и т.п., а также являются основой  для разработки конкретных инструментов управления, например, современных учебных планов, стандартов, систем оценивания и т.п. Созданы и работают специальные аналитические институты, занимающиеся вопросами развития образования и образовательных реформ в современном глобальном мире.

Мне кажется чрезвычайно важным, чтобы развитие образования и реформы образования в Украине  с самого начала учитывало этот международный опыт.  Я буду рад, если мои знания и контакты с ведущими экспертами стран Европы смогут помочь развитию  образования в Вашей стране.

В качестве первого конкретного шага я готов написать небольшую работу по основным понятиям  развития образования в странах ОЭСР.  Ключевое слово «компетентность».  Ориентация на «компетентности» является основной идеей современного образования.  Без понимания этой базовой концепции, что конкретно она означает для  школы и управления качеством  понять развитие образования в экономически развитых странах невозможно. Концепция  компетентности  лежит в основе образовательных стандартов, реформ учебных планов и программ, а также новой системы оценивания.   Все эти вопросы являются ключевыми для реформы образования во всех странах ОЭСР.

С уважением  В.К. Загвоздкин

Без коментарів