Для реформирования системы образования в Украине необходимо использовать международный опыт
Информационный повод: Письмо международного эксперта В.К. Загвоздкина президенту «Лиги Культуры»
Президенту «Лиги Культуры»
Авескуловой Л. И.
От Загвоздкина В.К.,
Руководителя Отдела региональной
и международной образовательной
политики Центра стратегии развития
образования ФГУ ФИРО.
Уважаемая Людмила Ивановна,
Как Вам известно, в России в настоящее время делаются попытки модернизации образования, разработаны ряд базовых концепций и приняты ряд документов в области школьного образования, образования в период раннего и дошкольного детства, Высшего образования. Разработаны и внедряются стандарты образования нового поколения, концепция «Наша новая школа», новые программы для дошкольных учреждений. В эти проекты развития, а также в разработки этих проектов, вкладываются значительные средства.
Вместе с тем широкая педагогическая общественность крайне неоднозначно принимает эти проекты и концепции, некоторые из них были подвергнуты резкой критике. В этой ситуации оказалось крайне актуальным проведение экспертиз международного опыта по ключевым проблемам развития образования. Комитет по образованию Общественной палаты РФ поручил мне провести ряд таких экспертиз.
Образовательные реформы и механизмы развития в экономически развитых странах являются основным предметом моих научных интересов уже в течении более 15 лет. Как эксперт в данной области я уже выполнял многочисленные заказы в контексте реформ образования в РФ 2000 годов.
В настоящее время в России никто не отрицает необходимости вхождения российского образования в международный контекст. Однако, такое вхождение затруднено. В связи с длительной изоляцией СССР от других стран мы не участвовали в той линии развития, которое в конечном итоге привело к современным концепциям развития образования в экономически развитых странах. Компетентных специалистов крайне мало.
Так в России в начале 1990-х годов были приняты Законы об образовании, соответствующие современным западным стандартам. В новых Законах были прописаны ряд целей и понятий (например, «стандарт образования», «адаптивная система обучения», «равный доступ к качественному образованию» и др.), действительное значение которых мы не понимали и не понимаем до сих пор. В результате Экспертизы стандартов образования, а также развития образования в период раннего и дошкольного детства, написанных по поручению Комитета по образованию общественной палаты РФ, стало совершенно очевидно, что базовые документы, принятые в РФ, не соответствуют современному уровню развития науки и современному понимаю развития образования, плохо согласованы с международными требованиями. К сожалению, эти экспертизы были сделаны уже после принятия соответствующих решений и документов.
Понимание необходимости учета международного опыта развития образования привело к тому, что А.Г. Асмолов – директор Федерального Института развития образования Министерства образования РФ (ФГУ ФИРО), научный руководитель проекта Образовательных стандартов – создал специальный отдел Региональной и международной образовательной политики Центра стратегии развития образования, которым я руковожу.
Необходимость экспертиз международного опыта по ключевым вопросам признается практически всеми странами ЕС. Так введению стандартов образования в ФРГ и других немецкоязычных странах предшествовал ряд экспертиз, которые финансировались Федеральным министерством Образования и науки (BMBF). Такие экспертизы проводились во всех немецкоязычных странах (ФРГ, Австрия, Швейцария) по всем ключевым вопросам: образование в области раннего и дошкольного детства, современные формы оценки и развития качества образования в детских садах и школах; новое понимание школьной инспекции; региональные системы развития качества и др. В этих экспертизах дается разбор и оценка тех или иных подходов к развитию образования, а также делаются рекомендации по развитию этих направлений. Эти аналитические материалы и рекомендации кладутся в основу тех или иных политических решений, изменений в Законах и т.п., а также являются основой для разработки конкретных инструментов управления, например, современных учебных планов, стандартов, систем оценивания и т.п. Созданы и работают специальные аналитические институты, занимающиеся вопросами развития образования и образовательных реформ в современном глобальном мире.
Мне кажется чрезвычайно важным, чтобы развитие образования и реформы образования в Украине с самого начала учитывало этот международный опыт. Я буду рад, если мои знания и контакты с ведущими экспертами стран Европы смогут помочь развитию образования в Вашей стране.
В качестве первого конкретного шага я готов написать небольшую работу по основным понятиям развития образования в странах ОЭСР. Ключевое слово «компетентность». Ориентация на «компетентности» является основной идеей современного образования. Без понимания этой базовой концепции, что конкретно она означает для школы и управления качеством понять развитие образования в экономически развитых странах невозможно. Концепция компетентности лежит в основе образовательных стандартов, реформ учебных планов и программ, а также новой системы оценивания. Все эти вопросы являются ключевыми для реформы образования во всех странах ОЭСР.
С уважением В.К. Загвоздкин
Без коментарівВідкрите обговорення
Ваш відгук
Ви повинні бути авторизовані для відправки коментарів.